воскресенье, 12 февраля 2017 г.

«FIRST JrFLL»

  В субботу, 11 февраля, в нашем городе впервые проходил IX региональный отборочный тур всероссийского робототехнического фестиваля «Робофест - 2017».
  От нашей школы выступала сборная команда 2-3 классов «Web-Мастера».
Данное состязание не похоже на стандартные соревнования по робототехнике. Здесь мы должны были не просто построить модель, запрограммировав ее на определенные  действия, а провести целое исследовательскую деятельность.
  Выполняя задания FIRST LEGO League Jr. FLL «Занимательный мир животных», команды должны были:
- выбрать животное, которое живет в той же среде, что и медоносные пчелы.
- исследовать животное и его среду обитания.
- показать результаты исследования в модели Lego и постере.
  Руководствуясь основными командными ценностями Jr.FLL, применяя знания и навыки в области естественных наук, технологии, инженерии, математики (STEM), команды должны были посмотреть на эту тему глазами любознательного исследователя – робототехника и предложить свое видение устройства животного мира. Конечным результатом процесса проектирования являлась подготовка проектов, состоящих из двух частей – постера и модели из конструктора Lego Education.




  Для начала необходимо было сформировать команду от 2 до 5 человек, затем необходимо было придумать название, логотип и девиз команды. В нашей команде было 5 человек – Арсентий (3 кл.), Лиза, Алексей, Ева, Арина (2 кл.). Над названием команды мы долго не думали – наш «клуб программирования» носит название «Город Web-Мастеров», а наша команда - «Web-Мастера».
   После этого мы приступили непосредственно к изучению пчелиного мира. В "Клубе программирования" мы с ребятами освоили создание презентаций в Power Point - каждый создал свою презентацию выбрав себе насекомое. Все презентации получились хоть и небольшие по объему, но с очень интересной информацией. Все презентации ребята представят в классе на уроках по окружающему миру.
   Мы собрали и изучили материал по устройству пчелиной семьи, по особенностям и значению пчел, изучили среду обитания. Мария представила нам свою презентацию про пчел.

Мария подготовила презентацию про пчел и представила эту информацию
для всего класса.
   Ребята построили несколько своих моделей ульев - и не важно, что на состязание мы взяли только один улей, важно, что каждый мог выступить инженером и воплотить свою идею.

Модель улья от Якова. А еще  Яков собрал потрясающую маленькую корову.
Мы брали ее на состязание. 
Алексей собрал своего робота-паука и мы на практике увидели,
как "ходят" лапы у паука,как работает механизм приводящий в движение лапы.
   Учитель биологии Татьяна Юрьевна провела с нами интересную беседу, рассказав об особенностях пчел. Как оказалось, пчелы устроены очень интересно!

"А что вы уже узнали про пчел?", в начале беседы спросила Татьяна Юрьевна,
учитель биологии, наших ребят. В ответ - лес рук.
Мы про них, действительно, узнали много.
Татьяна Юрьевна подробно рассказала нам про устройство пчелиной семьи.
    Затем мы выбрали животное, с которым делим среду обитания и которое сталкивается с теми же проблемами в среде обитания, как и пчелы.  И должны были предложить свое решение данной проблемы. После долгого обсуждения у нас было выбрано два животных – медведь и корова. Мы остановили свой выбор на корове.
   Почему именно корова? Изучая жизнь медоносных пчел, мы увидели интересную особенность – пчелы опыляют красный клевер, который является полезным  для рогатого скота, в том числе и для коровы. И коровы, и пчелы страдают от ухудшения экологии,использования пестицидов.


  Параллельно со сбором информации о пчелах и коровах, мы работали над созданием модели «коровы» - прежде чем строить саму корову из конструктора Lego Wedo 2.0. Мы просмотрели видеофильмы про умных роботов, «механических мулов», роботов-амфибий. Это отдельное направление в робототехнике - шагающие роботы. Как продумать и воплотить механизм, чтоб ноги у робота шагали синхронно, плавно и не было "завалов" ни в какую сторону при ходьбе&

Нам очень понравился этот слон!
Думаем, что весной мы его сделаем!
   Мы построили модель быка из Lego Wedo по схеме из сети Интернет – и еще раз убедились, что то, что хорошо на бумаге, в реальности не всегда работает. Этот бык получился очень красивым, мощным, но он не двигался. Утяжеленное туловище быка не давало возможности двигаться ногам.

Тот самый бычок. Мы такого тоже построили и на практике убедились,
что бычок не ходит. Если взять бычка за спину и поднять или перевернуть,
ноги "бегут". На поверхности - нет.
    Изучив весь материал, мы построили три своих модели. И на само соревнование мы привезли именно третью модель нашей коровы.

Ход наших инженерных идей.

   Весь собранный материал и проделанную работу необходимо было показать в постере, который должен был по регламенту определенного размера. Над постером мы провели не один вечер и в итоге он у нас получился очень познавательным и ярким.


   На кануне состязания, 9 февраля. В классе мы устроили предзащиту нашего проекта «Содружество». Татьяна Юрьевна, учитель биологии, на этот раз была не носителем информации, а выполняла роль пристрастного судьи, расспрашивая ребят о проделанной работе.
   И вот, наступило 11 февраля. Соревнования проводились в лицее №40. Встретились мы все еще до начала состязаний – у нас было время оглядеться, освоиться, присмотреться к соперникам. Специально для этих соревнований мы заказали футболки с названием команды и логотипом школы и значки – все получилось очень яркое и запоминающееся. Нас нельзя было не заметить или проигнорировать.


    Выбрав стол, разместив постер, мы приступили к раскладке моделей нашего проекта. По регламенту пластина Lego не должна была превышать 38,3*38,3 см, мы долго искали пластину этого размера – и тут нам очень помог наш Дима. У него дома оказалась именно такая большая пластина. По регламенту необходимо было помимо самой модели построить еще и модель улья, и модель пчелы. В модели животного необходимо было обязательно применить хотя бы один простой механизм и мотор. А еще ко всему этому надо было прописать программу – чтоб все это двигалось, работало, издавало соответствующие звуки.
    Мы решили не ограничиваться только коровой и пчелой с ульем и решили на пластине разместить еще модель опыления цветка пчелой, трех телят, дерево, многочисленные цветы клевера – все из кубиков Lego.


Экстренная замена деталей у модели корова. 
Подключение и проверка программы.
  Для улья Арина и Ева, учитывая естественных врагов пчел, предложили использовать датчик движения – как только кто-то подбирается к улью, срабатывает датчик движения и начинает работать пропеллер и звучать жужжание пчел. Все мы уже знаем, что то-самое известное всем жужжание пчелы издают только при полете – этот звук издают крылья пчел. Поэтому, любой кто пробирается к улью – услышав характерное жужжание будет быстрее удаляться от улья.
   У модели, показывающей опыление цветка пчелой, ребята установили также датчик движения, добавили блок со звуком пчелы и мотор. Когда запускается программа, пчела начинает летать вокруг цветка и как только срабатывает датчик движения, пчела останавливается над цветком и звучит жужжание пчел. С этой моделью все было просто – мы собирали ее по готовой схеме, но немножко изменили программу.
   Троих телят ребята построили дополнительно, не снабжая их ни каким механизмом, для того, чтоб корове не было одиноко. Ведь коровы стадные животные.
   Дерево ребята предложили построить цветущее, чтоб еще раз показать важность пчел в опылении цветущих растений. А цветы и трава под ногами телят и коровы приближаете нашу модель к цветущему лугу.


   После установки и размещения всего нашего проекта «Содружество», дело осталось за малым – подключить ноутбук, открыть и проверить последний раз программы.
   И вот теперь можно было оглядеться, посмотреть и познакомиться с другими участниками команд. Всего в этом соревновании участвовало 8 команд с разных школ и центра «Эрудит». Именно сотрудники центра «Эрудит» получили право проводить и судить данное состязание в нашем регионе, пройдя специальную учебу и подготовку. И на наш взгляд, они справились с этим отлично!
    Открытие соревнований было совсем не затянутое – после приветственных слов Марины Викторовны и представителя городской администрации, нам представили жюри, состоящее из 4-х человек, пояснили прохождение самого соревнования.




   Судьи разделилось на две команды по два человека и поочередно подходило к каждой команде. И вот здесь-то и начиналось самое важное, то, ради чего все команды работали последние полтора месяца.
   Когда к команде подходило жюри, команда должна была представить всю свою исследовательскую работу – объяснить, что узнали про пчел, как выбирали модель, как взаимодействуют пчелы и выбранная модель, как распределяли роли в команде, как работали в команде, раскрыть общую проблему, которые есть и у пчел, и у выбранной модели, предложить свой способ решения данной проблемы. Большой подмогой в этом случае выступал сам постер - он давал возможность ребятам последовательно изложить ход работы над проектом, не упустив ни одного шага. Помимо этого необходимо было представить и свою робототехническую модель проекта - показав на практике, что и как происходит, согласно прописанной программе.

Мы в ожидании судей.
Работа судей с командой "Пчелиный улей".
Команда "Метеор", школа №35 - победители!
Поздравляем!!!
Самые младшие участники соревнований.
Команда "Академики" из "Академического лицея".
   Когда судьи подошли к нашей команде, то и родители и я, как руководитель команды, могли только  молча наблюдать со стороны на общение команды с судьями и не имели права на вмешательство или подсказку на очередной вопрос судей к команде. Очень понравилось, что ребята в команде не растерялись и, что самое главное, все активно рассказывали о ходе нашего проекта, давая возможность высказаться каждому.





    После завершения работы жюри, а на это ушло почти 50 минут, жюри удалилось на совещание. Для нас настало самое интересное время. Появилась возможность пообщаться с ребятами из других команд, познакомиться с их проектами, рассмотреть и сами модели и постеры. Появилась возможность перекусить домашними вкусняшками, да и просто расслабиться, подвигаться. Но не всем это удалось. Некоторых ребят сковывало напряжение - каков будет вердикт судей, какая команда поедет в Москву в марте на всероссийский робототехнический фестиваль "Робофест - 2017" и будет представлять всю Карелию?

"Эрудиты" проявляют интерес к нашей команде.
Команда "Метеор", проект "Кузнечик.

Команда "Энерджайзеры".
Команда "Леговеды", школа №7.
Постер команды "Леговеды".
Модель пчелы команды "Эрудит".

Постер команды "Эрудит".


   И вот, зазвучали фанфары и нас всех попросили собраться в центре зала. Судьи в первую очередь поблагодарили всех участников соревнований, руководителей и родителей за активное участие, интересные проекты, оценили высокий уровень выполнения и представления проектов.


А уже потом запустили сам процесс оглашения итогов соревнований. Начали судьи с команд, не занявших ни каких мест, но показавших хорошие результаты работы командой, за интересные идеи. А затем подошли к оглашению мест. Видели бы вы глаза и лица ребят, родителей, когда список озвученных мест все сокращался и сокращался! На некоторых фотографиях эти эмоции настолько явно видны!




   В итоге, наша команда "Web-Мастера" заняла 2-е место!


Каждому участнику команды помимо диплома, полагался пакет с подарками от спонсоров соревнований. Было очень трогательно смотреть на самых младших участников соревнований - "шестилеток", как они ожидали оглашения результатов.


    А завершила данное мероприятие традиционная общая фотография.


   Хотим выразить слова благодарности организаторам проведения данного соревнования! Отличная организация, начиная от встреч команд в холле при входе в лицей и заканчивая организацией питьевого режима. Удобное расположение столов - команды не мешали друг другу, удобное расположение для зрителей, Точное следование временному регламенту соревнований. По регламенту данного состязания, на все это отводился 1 час 45 минут - и мы в него уложились! Сразу после нашего ухода из зала в зал зашли ребята для следующих состязаний. И, самое главное, все ребята и родители с состязания уходили удовлетворенные и воодушевленные! Судьи нашли слова благодарности каждому участнику команды, выделив именно его личный вклад в работу!


   На следующий год мы обязательно подадим заявку на участие в данном состязании!





Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...