среда, 3 августа 2016 г.

Ладожские шхеры. День пятый.

Для того чтобы проснуться в 3 часа утра уже не нужен будильник. Просыпаешься на автомате. Садишься и смотришь в окно палатки - стоит ли полностью просыпаться и выходить из палатки, или можно снова плюхнуться спать, поуютнее завернувшись в спальник.
  Утро не порадовало. Очередной туман. Кстати, инструктор только вчера вечером нам сказал о том, что на Ладоге сложно поймать восход - в основном солнышко восходит в испарениях тумана, поэтому яркие восходы здесь не частое явление, в отличие от Онеги. Нам не удалось ни разу. Жаль.
   На этот день у нас был намечен переход на остров Хавус. После завтрака сбор лагеря, упаковка, загрузка, отчаливание. Берем курс на остров Хавус.

Как только мы отъехали инструктор предложил нам на выбор - короткий, но опасный переход (на этом заливе часто байдарки переворачиваются), либо безопасный, но длинный. Мы, конечно-же, выбрали первый вариант. С переходом через пролив  мы справились - хотя это было и не легко. Ветер, волна, течение. Плюс мы не совсем симметрично загрузили байдарку и нас постоянно поворачивало вправо. Зато бонусом был 10-минутный отдых в спокойном заливе Тамхангасалми, оплывая не торопясь три чудесных острова. Кстати, когда мы были в Музее ИЗО, в лагере с ребятами, встретила там работы карельского художника   сделанные, по-моему, как раз в этих местах. Кстати, на Ладоге творил и Шишкин, и Рерих.

Фотография Зыковой Т. Ю.
"Радуга над шхерами Риакалансаари", Харитонов А. П., 1979 г.
  А затем нас ждал самостоятельный переход по интересному маршруту - мы должны были пройти по протоке, попасть в небольшое лесное озеро, найти из него протоку и выйти в большую бухту. А инструктор на катере поехал вокруг, т.к. по этому маршруту по протоке можно было только на байдарке пройти. И то через недельку даже для байдарки эта протока будет не проходима.

Первая протока.
Маленькое лесное озеро. На этих берегах частенько встречали Лосят.
Мы - не встретили. Хотя фотокамеры и приготовили.
   Выход в одну протоку, затем во вторую мы нашли быстро. да и прохождение по второй протоке не вызвало затруднений. Все прошли на байдарках, не выходя с нее, отталкиваясь ото дна веслом.

Глубина протоки 10-15 см.
  Вышли мы в бухту с красивым названием - бухта Александра.

Как только показался наш инструктор вдали мы поплыли в его сторону. Пришвартовались мы у пологого скалистого берега. Тут же на скалах и байдарки, и вещи. Тут же мы и купались и загорали. Так приятно растянувшись на коврике лежать на больших и теплых крутых скалах. Снизу тепло, сверху тепло, и ветерок обдувает.

А обед мы принимали уже под сенью деревьев. В этот раз дежурные нас порадовали гороховым супом и салатом из красной фасоли.

Собираться в дорогу с таких остановок одно удовольствие! Всего-то байдарку на воду и самим погрузиться. Поэтому буквально за 5 минут вся наша группа на 11 цветных байдарках поплыла дальше. Нас ожидал проход через залив Келетинсалми и остров Хавус. В переводе с финского, Осиновый остров. Это очень оживленный судоходный пролив, поэтому мы его пересекали не по диагонали, а почти перпендикулярно, убедившись, что на горизонте нет судов и катеров. До Валаама отсюда совсем не далеко. Говорят, что в этих местах часто можно встретить солидные суда, с правительственными чинами и родственниками, которых сопровождает группа охраны на катерах. С такими лучше не встречаться и обходить стороной.
   Причалили мы в уютном заливе Хауталахти, который окружен лесом. (Точка J карте). Высаживались на скалистый берег, но не такой крутой, как в прошлый раз. Пока Татьяна Юрьевна переносила вещи с байдарки на берег, я совершила вылазку на берег с целью выбора места для палатки. Остров весь утопает в зелени, поэтому и палатки расположились между деревьев. Это место стоянки пользуется популярностью, так что весь берег исчерчен тропками и сразу бросаются в глаза места как минимум для десятка палаток разбросанных в некотором расстоянии друг от друга.
   В этот раз специально засекли время на установку палатки - всего 3,5 минуты. Наш опыт крепчает!

Только мы разложились, как подали сигнал на полдник. В этот раз нас ждали апельсины, бутерброды с мясным паштетом и ароматный чай с котла и холодный травяной чай.

Еще пару дней назад, мы, разговаривая со старожилами байдарочных походов, услышали от них историю про Русалочье озеро, которое находится на горе одного из островов. Купаться в этом озере принято голышом. Мальчики направо, девочки налево. Вода теплущая. Красоты вокруг неимоверные. Мы не знали, поедем ли на этот остров, т. к. погода изначально изменила наш маршрут. Но тут, за чаем, инструктор нас порадовал - после полдника все желающие едут на этот остров, на Русалочье озеро.

Русалочье озеро, на острове Тамханка.
  На месте стоянки остались только дежурные и бывалые, кто уже не один раз бывал на этом острове. Переход у нас занял минут 10 по спокойной воде на противоположный остров. Песчаный берег с березами уже настраивал на романтический лад. До озера надо подниматься по довольно крутому лесному склону. Само озеро находится на высоте более 30 м над уровнем Ладоги. если честно, я ожидала от этого озера чего-то иного. Но потом, пришла к выводу, что Русалочье озеро и должно быть именно таким, суровым, заманчивым, таинственным. Черная зеркальная вода наводила на мысль, о том, какое же здесь бездонное дно. Стволы затопленных деревьев говорили о том, что уровень воды в озере постепенно поднимается, затапливая низкий берег. Противоположные высокие скалистые стальные берега притягивали взгляд - казалось, что там среди вековых елей то избушка мерещится, то тролли выглядывают, то глаза светятся. Озеро достаточно глубокое, поэтому заход с берега только один - нырять и сразу. Вода существенно теплее, чем на Ладоге, да и виды открываются сурово-прекрасные. Подплывала поближе к противоположному берегу - завораживающе. Не надо ни каких русалок - одни виды тебя уже привораживают к этому месту.

Пока мы купались в одном месте, а мужчины ныряли с крутого берега в другом, инструктор с берега поймал щучку. Оказывается в этом озере, кроме русалок, затопленных стволов деревьев, белых лилий с кувшинками, есть и рыба.

Обратный путь к байдаркам, занял намного меньше времени - спускаться под горку всегда веселее и быстрее.

На берегу у нас было минут 10 чтоб прогуляться, пока мужчины во главе с инструктором распиливали поваленные деревья и загружали их в наши байдарки. Я успела осилить самую высокую точку на этом берегу - вид открывался величественно-спокойный. Наша стоянка на острове Хавус отсюда была не видна из-за бухточки.

На берегу инструктор показал нам дерево, над которым поработал дятел и те, кого он пытался достать. Не самое приятное зрелище. Кстати, только тут я узнала, что длинный язык дятла расположен вокруг мозга для амортизации при долблении дерева. Интересно.

Фотография Зыковой Т. Ю.
  Плыть обратно, домой, на место стоянки, было одно удовольствие - зеркальный пролив в лучах вечернего солнышка был притягателен и прекрасен. Торопиться было не нужно - плыли не торопясь, смакуя каждое движение веслом, рассекая носом байдарки нежную золотистую гладь воды.

Фотография Марии Чуровой.
  На ужин дежурные порадовали нас пловом, жареной рыбой и оладьями со сгущенкой. Вкуснотища!
Ароматный чай с оладьями.
  Кстати, интересное наблюдение. Знаете о чем больше всего говорили педагоги в этом байдарочном походе? Кого больше всех вспоминали? И вспоминали с нотками восхищения и уважения? Не детей, не мужей. А своих бабушек и дедушек, старших членов семьи. "А моя бабушка делала так...!", "А мой деде мне советовал именно так...!", "А Иван-чай мои предки сушили всегда вот так..."... Очень приятно было наблюдать за говорящими в этот момент. Наши бабушки и дедушки, наши предки - мудрые люди!

Фотография Зыковой Т. Ю.
   После ужина все разделились на две группы - те, кому интересна бардовская песня устроились вокруг костра, под шатром, те, кому интереснее сразиться в очередную "Мафию" перебрались на пологие теплые скалистые склоны, поближе к воде и байдаркам.
   В очередной раз теплая куртка мужа спасала и от прохлады и от комаров, которых мы встретили только здесь. И в большом количестве.

"Мафия" в разгаре.
Мой образ в куртке...почти фантом...)))