пятница, 29 июля 2016 г.

Ладожские шхеры 2016. День четвертый.

Подъем уже по привычке за несколько минут до будильника в 3.10. Взгляд в окошко палатки и со спокойной совестью закутывание в спальник поглубже и снова сладкий сон. За палаткой туман. Туманище. Но как бы я ни любила туманы, сил выйти из палатки не нашлось.
   Утром, до завтрака я вышла на охоту. Охоту за капельками. Паутинок было вокруг наших палаток немереное количество.

Каждая ниточка-паутинка окутана капельками.

Фотография Зыковой Т. Ю.
   К 9 утра, к завтраку, все потихоньку выползали из палаток - утро было не самое яркое.

Вид с нашей палатки.
Кто-то занимался фитнесом.
Все делалось утром не спеша.
   Все ждали после вчерашнего солнышка, что у нас наконец-то будет тепло и солнышко, как было обещано в прогнозах, но на деле - пасмурно, прохладно и туманище. Поэтому было решено остаться на весь день на этом острове и сходить на две экскурсии по ближайшим окрестностям.
   Первая экскурсия у нас состоялась на знакомый уже нам остров Самматсаари, с заходом к полуострову Ламмассари.

Выехали мы после завтрака в полный туман. Стоило нам только пройти до пролива между островами Саурасари и Лоухисари, как туман стал расползаться кусками.

Когда острова остались за спиной мы увидели в воде змею. По словам биологов это была гадюка. Многие впервые видели как плывет змея. Голова с шеей над водой, тело извивается под водой. Видимо у этой змеи был нордический характер. Она даже не повернула своей головы в нашу сторону, хотя вокруг столпилось 8 байдарок. Как плыла, так и поплыла дальше. И только потом, когда она скрылась из виду пришел страх - а вдруг бы она решила заползти на байдарку?

А уже когда доплыли до п-ва Ламмассари (точка "А" на карте),от тумана только небольшая дымка вдалеке осталась, голубое небо и солнышко долгожданное. мы подплыли к большой нависающей над водой скале, где смогли полюбоваться красотой необработанного агата, сделать небольшую фотосессию.

Следующим нашим испытанием было прохождение сквозь заросшее осокой мелкий-мелкий проливчик. Только на байдарке здесь возможно пройти. В сухую, жаркую погоду через этот пролив не пройти даже на байдарке.

Впереди снова туман...
Это ли не повод остановиться и полюбоваться?
   Высадившись на берег острова Самматсари , затянув поглубже байдарки, мы двинулись в глубь острова, поднимаясь выше по заросшим склонам. По дороге то тут, то там встречали остатки былой цивилизации: остатки финских домов, ледников, красную смородину и цветущие лилии. Шли сквозь чащу цепочкой, друг за другом, топая погромче и создавая побольше шума, чтоб не встретиться со змеями. Встретили всего одну змею. Но она сделала вид, что нас не слышит и не видит. Но на обратном пути ее уже не было. Кстати, нам повезло. таких встреч у нас было не более пяти и все благополучные. В этом году у нас в Карелии небывалое количество змей.

Фотография Зыковой Т. Ю.
   То, к чему нас вел инструктор было еще одним доказательством того, что православие в этих местах появилось задолго до организации монастыря на острове Валаам. Местные говорят, что таких каменных крестов на островах наберется с десяток. Но не зная точных координат так просто их не найдешь. Чтоб прочитать, что написано на основании этого креста, у Александра Анатольевича, нашего инструктора, в кармашке был припасен мешочек с мукой. Интересно было наблюдать, как после некоторых взмахов и движений руками на камне проявился читаемый текст.

Фотография Марии Чуровой.

На обратном пути заглянули в старый ледник. В ледниках в свое время хранили запасы мяса, рыбы. Ведь холодильников не было, магазинов на островах тоже не было. Люди жили тем, что выращивали и добывали. Сейчас многие старые ледники либо разрушены, либо используются местными охотниками и рыбаками как место ночевки.
  К берегу было возвращаться веселее. мы шли к воде и солнышку, а за спиной оставляли густую и мрачную непроходимую чащу.

Фотография Зыковой Т. Ю.
  К месту стоянки мы вернулись немного другим, более коротким маршрутом. Вот всегда Александр Анатольевич вел нас сначала длинными, окольными путями до места, а обратно возвращались более коротким и прямым путем. Отъезжали на экскурсию с туманного острова, а вернулись на яркий, светлый, солнечный и теплый остров.

Вернулись...
  Пока мы были на экскурсии дежурные приготовили вкуснейший обед - гороховый суп с гренками, жареную рыбу, салат. После обеда, немного отдохнув, мы выдвинулись на вторую экскурсию. На часах было 16 ч. Ветра практически не было. Тумана нет. Дымки нет. Зато есть солнышко и озерная гладь. Мы обогнули вокруг соседний остров Пиен-Хапасари, который стоял на границе открытой Ладоги и вышли в озеро. Здесь уже появились волны, но небольшие. На высоком берегу, Александр Анатольевич показал нам еще один каменный крест, но я его не так и не разглядела. Мой супер-зум "сел" еще на предыдущей экскурсии, а у зеркалки объектив далеко не берет.

Обогнув этот остров, мы попали в настоящую горную сказку. Такая красота нас окружала со всех сторон! Мы проплывали между группами островов Маясари. Эти каменные островки разных размеров. некоторые настолько малы, что даже разбежаться на них не возможно. А вот проплывать между ними можно только на байдарках! Подводных камней в этой части озера немереное количество. Не буду писать лишнего, лучше посмотрите все своими глазами:

На один из самых крупных островов этой группы мы высадились, затянув байдарки на пологий каменный берег и пошли на экскурсию. Куда - не знали. Это был еще один секрет нашего гида и инструктора. Огибая остров по каменистому берегу мы поднимались, карабкались все выше и выше, пока не оказались на самой вершине. Метров 70-75. Открывшиеся нам виды поражали воображение. жаль, что на медитацию нам было выделено всего минут 15. Вот бы пару часиков. Пожалела, что не взяла блокнот с маркерами. Хотелось бы зарисовать эту красоту. Я периодически делала зарисовки, когда было свободное время. К тому же как назло, у меня закончилось место на карте памяти фотоаппарата именно на самой высокой точке. Поэтому с этой точки обозрения фотографии только Татьяны Юрьевны.

Часть нашей большой группы. Остальные остались в лагере.
Фотография Зыковой Т. Ю.
  Чем выше мы поднимались, тем больше закрадывалось сомнение, что спускаться мы будем таким же путем. Уж больно все отвесно и высоко. Так и случилось, что после фотосессий, медитаций на обрывах, мы вернулись на берег менее пологим спуском по лесной части острова.

Медитирую на обрыве.
   Вернулись на место стоянки мы снова коротким прямым путем. Так не хотелось уплывать из этого сказочного каменного царства!
  По прибытии нас ждал полдник, свободное время и баня. Разбрелись, кто куда. Кто на рыбалку, кто позагорать, к то в палатку дочитать книжку, поотгадывать кроссворды, посидеть у костра с гитарой, поиграть в настольные игры. А мы с Татьяной Юрьевной пошли с фотокамерами покорять горную вершину нашего острова. Наивные. Пошли в тапочках и кедах. А нужны были сапоги, как минимум. Муравьев видимо-невидимо. И все желают по тебе пройтись и укусить между делом. Но это так, пустяки. Вот какие нам открылись виды с этой вершины, вот это да! Такое впечатление, что здесь играли с кубиками - каменными глыбами - дети-великаны. Они набросали кубики в хаотичном порядке и ушли на обед. А мы были как муравьишки, которые карабкались по этим кубикам сначала вверх, а затем вниз.

Вот такая тень получилась из меня и дерева...

Вернувшись с мини-похода мы успели еще и в баньку сходить до ужина, и искупнуться. А после ужина ближе к 22 ч заняли свои позиции на противоположном берегу острова для любования закатом. Я хотя и почистила карту памяти, фотографировала закат только на смартфон, поэтому прикладываю к ним и несколько кадров от Татьяны Юрьевны.

Фотография Зыковой Т Ю.
Фотография Зыковой Т. Ю.

Закат прошел так же быстротечно, как и в прошлый вечер. Но это не повод к огорчению. У костра нас ждал вечер "для пожилых", как выразилась дочка одного из организаторов похода. Молодежь и трое мелких отпрысков перешли на берег к настольным играм, а все остальные расположились вокруг костра и приготовили себя к восприятию волшебных бардовских песен. Гитара периодически меняла хозяев, переходя из рук в руки. Никогда еще я не сидела вокруг костра с таким большим количеством исполнителей. Какие голоса, какие тексты, какие исполнители! Жаль, что и этот вечер подошел к концу.